МВК КАИ - КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. Туполева
 
Электронное обучение КНИТУ-КАИ
ПоискНа главную

КАК СОЗДАТЬ ИДЕАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТЕСТ?


ОПУБЛИКОВАНО: 20.02.2015

http://www.edutainme.ru/post/kak-sozdat-idealnyy-kompyuternyy-test/

Что нужно для грамотного составления и проведения компьютерного теста? В прошлом материале мы рассказывали о разных видах тестов и сравнивали их друг с другом. Дмитрий Аббакумов, руководитель Лаборатории адаптивных образовательных технологий ВШЭ, делится практическими советами в новом выпуске рубрики.

Чаще всего в тестах встречаются следующие формы: закрытые задания, в которых нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов; открытые задания, требующие самостоятельного конструирования ответа; задания на установление соответствия между элементами двумя множеств; задания на установление правильной последовательности. В этом материале мы сосредоточимся на заданиях закрытой формы.

Задания закрытой формы: типы, плюсы и минусы

Достоинствами заданий закрытой формы являются широта охвата по содержанию, простота подсчета первичных баллов учеников и объективность. К недостаткам можно отнести высокие риски, связанные с угадыванием и, как бы странно это не звучало, трудности композиции таких заданий. Например, чтобы получить 20 хороших заданий, опытному разработчику тестов понадобится написать 40, половина из которых будет отбракована в ходе экспертизы и апробации. Причиной отбраковки чаще всего является некорректное функционирование задания (например, когда одна или несколько ответных альтернатив не выбираются испытуемыми или, другими словами, не работают). «Выход» качественных заданий для начинающих разработчиков, как правило, не превышает 1/5.

Задания закрытой формы бывают нескольких типов: с выбором одного правильного ответа и с выбором всех правильных ответов. В первом случае, нужно выбрать наиболее правильный ответ из списка предложенных. В заданиях с выбором всех правильных ответов испытуемому предлагается несколько ответных альтернатив, в числе которых может быть несколько правильных. В этом случае испытуемому необходимо выбрать все правильные ответы.

Обязательными элементами заданий закрытой формы являются инструкция по выполнению и основная часть задания, содержащая постановку проблемы и ответные альтернативы (обычно, ответных альтернатив 3-7). При всей кажущейся простоте, создание заданий – это кропотливый труд, во многом напоминающий огранку драгоценного камня. Ниже приведу 6 советов и 6 принципов, которые помогут как начинающим, так и опытным разработчикам заданий.

Шесть советов по композиции заданий закрытой формы:

1. Избегайте в тексте задания неясности или двусмысленности и никогда не используйте фразу «как вы думаете».

2. Избегайте в задании таких слов, которые могут выглядеть как подсказка, включая однокоренные слова в тексте задания и в ответах.

3. При формулировке ответных альтернатив старайтесь не использовать без необходимости слова: все, ни одного, никогда, всегда; и выражения: ни один из перечисленных, все перечисленные.

4. Больший текст включайте в основную часть задания, а для ответных альтернатив оставляйте только важные, ключевые слова.

5. Старайтесь, чтобы все ответные альтернативы к одному заданию были примерно одной длины, включая правильные ответы.

6. Не забывайте соблюдать правила русского языка (орфография, знаки препинания, согласованность в числе, падеже, роде).

Шесть принципов композиции заданий закрытой формы:

ПРИНЦИП ПРОТИВОРЕЧИЯ

Ответы подбираются так, чтобы второй отрицал первый.

Органическое стекло – это пластмасса, состоящая из термопластической смолы

     

  • a) с наполнителями.

  • b) без наполнителей.

ПРИНЦИП ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Ответы допускают возможность потенциального существования других переходных понятий и состояний.

Функция, имеющая в интервале положительную производную, в этом интервале

     

  • a) возрастает.

  • b) сохраняет постоянное значение.

  • c) убывает.

ПРИНЦИП ОДНОРОДНОСТИ

Подбираются такие ответы, которые относятся к одному роду, виду, или отображают различные стороны, грани явления.

Конституционный контроль во Франции осуществляет

     

  • a) Государственный совет.

  • b) Конституционный совет.

  • c) Конституционный суд.

ПРИНЦИП КУМУЛЯЦИИ

Содержание каждого ответа вбирает в себя (аккумулирует) содержание предыдущего.

Толерантным называется отношение

     

  • a) рефлексивное.

  • b) рефлексивное и симметричное.

  • c) рефлексивное, симметричное и транзитивное.

ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ

Используется сочетание слов (знаков) по два, три, четыре в каждом ответе.

Механическая работа, совершенная телом при поступательном движении, зависит от

     

  • a) силы и времени.

  • b) силы и перемещения.

  • c) силы и пройденного пути.

ПРИНЦИП ДВОЙНОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ

При конструировании ответов используется противопоставление, построенное на принципе противоречия или принципе противоположности.

Для развитых стран характерны

     

  • a) низкая рождаемость и низкая смертность.

  • b) высокая рождаемость и низкая смертность.

  • c) высокая рождаемость и высокая смертность.

  • d) низкая рождаемость и высокая смертность.

Говоря о правилах начисления баллов, в тестовых заданиях закрытой формы обычно используют дихотомическую оценку: за правильный ответ участник тестирования получает 1 балл, за неправильный ответ или за отсутствие ответа 0 баллов. Суммирование всех единиц позволяет вычислить индивидуальный балл испытуемого (первичный балл).

Важно отметить, что в тексте приведены наиболее важные советы и распространенные принципы. У опытных разработчиков часто есть свой перечень советов и принципов в дополнение к указанным выше. А залогом успеха в составлении заданий является практика и обмен опытом.

При подготовке текста использовались материалы лекций академического руководителя магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» к. психол. н. Екатерины Алексеевны Орел.

Дмитрий Аббакумов

КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева